Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»
Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.
Речь ребенка к подготовительной группе детского сада должна быть чистой, понятной, четко произносить все звуки родного языка. Но к сожалению многие дети сами не выговариваются, приходится родителям водить на специальные занятия к логопеду. Что бы речь детей была чистой и правильной на занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях с детьми проводим артикуляционную гимнастику. Дети с большой охотой выполняют задания, когда им показываем картинки какое упражнение нужно выполнить. Предлагаю вашему вниманию некоторые из картинки:
Индюк. Улыбнуться, открыть рот,язык поднять к верхней губе и загнуть вверх двигать языком
по верхней губе вперед - назад, произнося: была, была, была.
Бегемотики. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета
5(10, потом закрыть рот. повторить 3 - 4 раза.
Слон. Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5(10).
Змея. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать 3 - 4 раза.
Гриб. Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при
этом рот был широко открыт.
Чашка. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы
бока язычка были загнуты в виде чашечки.
Блинчики. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать
его неподвижно, под счет 5 (10) 3 - 4 раза.
Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так,
чтобы под щекой "надувались мячики".
Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его умение общаться с другими людьми, говорить четко, интересно, грамотно. Начинать заботиться о качестве речи детей нужно как можно раньше. С каждым годом число детей с речевыми дефектами увеличивается. Речь формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития ЗРР, и детям, имеющим нарушение звукопроизношения. Выполнять упражнения для губ, щек и языка нужно ежедневно, по нескольку раз в день, причем повторять каждое упражнение следует не один, а несколько раз подряд. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.
Для того чтобы познакомить детей с артикуляционной гимнастикой- необходим доступный для их восприятия наглядный материал. Этим материалом могут стать игрушки или картинки, иллюстрирующие разнообразные артикуляционные упражнения.
"Часики"
Цель: Укрепить мышцы языка- отрабатывать их подвижность, совершая движения из стороны в сторону напряженным языком.
Ходят часики вот так,
Отбивая каждый шаг:
Тик-так, тик-так, тик-так…
Ходит маятник вот так.
Делай так, делай так…
Тик-так, тик-так, тик-так…
Цель: Укреплять нижнюю губу и тренировать ее подвижность.
«ЛЯГУШКА»
У лягушки
Рот- ловушка.
Попадет в ловушку
И комар, и мушка.
Губу к низу опустила,
Сразу муху проглотила.
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ и языка.
«СОБАКА»
Жучка косточку грызет-
К ней никто не подойдет.
Зубы скалит Жучка,
Фу, какая злючка.
А теперь другое дело:
Жучка косточку доела.
Языком рот облизала
И хвостом нам завиляла.
Цель: Развивать мускулатуру языка, укрепить кончик языка.
«ГОРКА»
Научить детей придавать языку положение, необходимое для произнесения свистящих звуков
Ой, сердит мороз!
Горку снегом занес.
Ребятишки не пугаются-
И на лыжах все катаются.
Цель: Укрепить мускулатуру языка. Научить детей удерживать язык в форме чашечки. Подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Ш»
«ЧАШЕЧКА»
Чай по чашкам разливаю-
Сладким чаем угощаю.
Подожди -не убирай!
Наливаю в чашку чай.
Цель: Укрепить мышцы языка, отрабатывать подъем языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Выработать вибрацию губ и языка, подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Р»,развивать силу выдоха.
«ЛОШАДКА»
По дорожке лошадь мчится.
Слышишь, цокают копытца (Поцокать языком)
Сначала лошадка скакала быстро-быстро (поцокать быстро, потом помедленнее, еще медленнее и наконец отстановилась – «ТПРУ-У-У…» - стой лошадка, отдохни!
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с
внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз). Нижняя
челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.
Утром зубы каждый день,
Чистить нам совсем не лень.
И вверху, и внизу
Щеткой, я своей пройду.
«ИГОЛОЧКА»
Цель: Научить детей напрягать язык и делать его узким и длинным.
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Как в лесу у елочки,
Острые иголочки.
Досчитаем до шести,
Язычок свой покажи.
«ЗМЕЙКА"
Змейка под кустом шипит,
Она высунет язык.
Раз, два, три, четыре, пять –
Уберет язык опять.
«ПАРОХОД ГУДИТ»
Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении.
Пароход по морю ходит,
Громко песенку заводит.
Язычок вверх подними,
С пароходом погуди.
Источник: http://logoportal.ru/statya-14946/.html
О. А. НОВИКОВСКАЯ «Веселая зарядка для язычка» Игры и упражнения для развития речи и дикции. М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011.-206с.