Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Развитие артикуляционной моторики
Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка. Речь ребенка к подготовительной группе детского сада должна быть чистой, понятной, четко произносить все звуки родного языка. Но к сожалению многие дети сами не выговариваются, приходится родителям водить на специальные занятия к логопеду. Что бы речь детей была чистой и правильной на занятиях по развитию речи, индивидуальных занятиях с детьми проводим артикуляционную гимнастику. Дети с большой охотой выполняют задания, когда им показываем картинки какое упражнение нужно выполнить. Предлагаю вашему вниманию некоторые из картинки:
Индюк. Улыбнуться, открыть рот,язык поднять к верхней губе и загнуть вверх двигать языком по верхней губе вперед - назад, произнося: была, была, была.
Бегемотики. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5(10, потом закрыть рот. повторить 3 - 4 раза.
Слон. Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5(10).
Змея. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать 3 - 4 раза.
Гриб. Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт.
Чашка. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки.
Блинчики. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно, под счет 5 (10) 3 - 4 раза.
Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой "надувались мячики".
Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его умение общаться с другими людьми, говорить четко, интересно, грамотно. Начинать заботиться о качестве речи детей нужно как можно раньше. С каждым годом число детей с речевыми дефектами увеличивается. Речь формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития ЗРР, и детям, имеющим нарушение звукопроизношения. Выполнять упражнения для губ, щек и языка нужно ежедневно, по нескольку раз в день, причем повторять каждое упражнение следует не один, а несколько раз подряд. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему. Для того чтобы познакомить детей с артикуляционной гимнастикой- необходим доступный для их восприятия наглядный материал. Этим материалом могут стать игрушки или картинки, иллюстрирующие разнообразные артикуляционные упражнения.
"Часики" Цель: Укрепить мышцы языка- отрабатывать их подвижность, совершая движения из стороны в сторону напряженным языком. Ходят часики вот так, Отбивая каждый шаг: Тик-так, тик-так, тик-так… Ходит маятник вот так. Делай так, делай так… Тик-так, тик-так, тик-так…
Цель: Укреплять нижнюю губу и тренировать ее подвижность.
«ЛЯГУШКА» У лягушки Рот- ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка. Губу к низу опустила, Сразу муху проглотила.
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ и языка.
«СОБАКА» Жучка косточку грызет- К ней никто не подойдет. Зубы скалит Жучка, Фу, какая злючка. А теперь другое дело: Жучка косточку доела. Языком рот облизала И хвостом нам завиляла.
Цель: Развивать мускулатуру языка, укрепить кончик языка.
«ГОРКА» Научить детей придавать языку положение, необходимое для произнесения свистящих звуков Ой, сердит мороз! Горку снегом занес. Ребятишки не пугаются- И на лыжах все катаются.
Цель: Укрепить мускулатуру языка. Научить детей удерживать язык в форме чашечки. Подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Ш»
«ЧАШЕЧКА» Чай по чашкам разливаю- Сладким чаем угощаю. Подожди -не убирай! Наливаю в чашку чай.
Цель: Укрепить мышцы языка, отрабатывать подъем языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Выработать вибрацию губ и языка, подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Р»,развивать силу выдоха.
«ЛОШАДКА» По дорожке лошадь мчится. Слышишь, цокают копытца (Поцокать языком) Сначала лошадка скакала быстро-быстро (поцокать быстро, потом помедленнее, еще медленнее и наконец отстановилась – «ТПРУ-У-У…» - стой лошадка, отдохни!
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с внутренней и внешней сторон (движениями вверх - вниз). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5. Утром зубы каждый день, Чистить нам совсем не лень. И вверху, и внизу Щеткой, я своей пройду. «ИГОЛОЧКА» Цель: Научить детей напрягать язык и делать его узким и длинным. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Как в лесу у елочки, Острые иголочки. Досчитаем до шести, Язычок свой покажи. «ЗМЕЙКА"
Змейка под кустом шипит, Она высунет язык. Раз, два, три, четыре, пять – Уберет язык опять.
«ПАРОХОД ГУДИТ» Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении. Пароход по морю ходит, Громко песенку заводит. Язычок вверх подними, С пароходом погуди. Источник: http://logoportal.ru/statya-14946/.html О. А. НОВИКОВСКАЯ «Веселая зарядка для язычка» Игры и упражнения для развития речи и дикции. М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011.-206с.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|